О некоторых проблемах регулирования развития торговых сетей в России на основе анализа арбитражной практики

В статье рассматриваются наиболее актуальные проблемы балансирования интересов торговых сетей, малого торгового бизнеса и поставщиков в условиях ускоренной, гипертрофированной интеграции и консолидации собственности в стране, трансформации торговой сферы и углубления разрывов в потенциале развития крупного и малого бизнеса. Автор доказывает, что в сложившейся экономической реальности саморегулирование на потребительском рынке невозможно, изучает вопросы необходимости и успешности применения в этих целях инструментов государственного регулирования, в том числе выстраивания эффективного законодательного обеспечения.

Исследует влияние Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» на хозяйственные отношения розничных торговых сетей и их поставщиков, увязывает более чем десятилетнее развитие этого закона с анализом арбитражной практики, подробно анализирует результаты применения важнейших статей закона, показывает положительный и отрицательный эффект, проблемные места в построении взаимовыгодных отношений хозяйствующих субъектов рынка.

Введение

Превращение торговли из передаточного звена в цепочке товародвижения, продающего то, что предлагает производитель, в центральное звено этой цепочки давно вызывает недовольство производителей, прежде всего крупных. И связано оно не только с усложнением доступа товара на полки магазинов, но и в большей степени   с перераспределением инвестиций и доходов, формированием глубокого конфликта интересов сразу на нескольких уровнях: между крупными торговыми сетями и крупными поставщиками, между крупными сетями и средним и малым торговым бизнесом, между крупными производителями и малыми торговыми предприятиями.

Естественной реакцией производителей стало создание…

ИНДИКАТОРЫ РЫНКА