Управление организационным потенциалом организации: измерение и оценка результативности

Перспективное направление развития научной базы менеджмента организаций в условиях сложной, изменчивой реальности связано с управлением их способностями, важнейшей из которых становится организационный потенциал. Однако соответствующая теоретикометодологическая база не сформирована. Поэтому статья посвящена разработке инструментария измерения и оценки результативности управления организационным потенциалом организаций. Приведен краткий обзор сложившихся в литературе представлений о сущности организационного потенциала и методах его измерения, дана их оценка. Представлены разработанные авторами теоретические и методологические положения. В теоретических положениях раскрываются сущность организационного потенциала, закономерности его формирования и функционирования. Методологические положения включают обоснование специфических принципов измерения, обоснование использования для этого модифицированного комбинированного подхода, позволяющего связать показатели состояния, применения и продуктивности организационного потенциала, определение требований к показателям, обоснование предложенного инструментария, который содержит релевантные методы, алгоритмы и инструменты. В составе предложенных методов опрос руководства, моделирование функций организационных ресурсов, индикаторный метод, нормирование показателей, свертка данных, шкалирование, корреляционный, регрессионный и лаговый анализы. Посредством апробации разработки на примере крупной металлургической организации подтверждена обоснованность авторской методики и инструментария посредством построения статистически значимых математических моделей, связывающих показатели состояния организационного потенциала и показатели его применения с итоговыми рыночными и экономическими результатами организации. Практическая значимость исследования состоит в создании аналитического инструментария, который позволяет рассматривать формирование рыночных и экономических результатов организации через призму ее организационного потенциала, при этом сочетается с традиционным аналитическим инструментарием управления организацией и расширяет его возможности.

ИНДИКАТОРЫ РЫНКА