Актуальность. В статье рассматриваются существующие и перспективные проблемы взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов РФ в свете реализации Стратегии развития таможенных органов до 2030 года.
Целью исследования и сопоставления является общий и сравнительный анализ влияния стратегии развития таможенных органов Российской Федерации до 2030 года на сформировавшиеся логистические цепочки участников ВЭД. В ходе исследования сделана авторская оценка смены концепции управления таможенными органами страны, появления в стратегии разнонаправленных параметров – искусственного интеллекта и человеческого капитала.
Задачи исследования сводятся к выявлению тенденций развития и сопоставлению возможных вариантов сопряжения в Стратегии сценарных условий Технологической революции 4.0 и базовых понятий ЧК в сценариях влияния на участников ВЭД в традиционных направлениях поставок для достижения синергетического эффекта использования различных составляющих в достижении поступательного и гармоничного развития международного экономического сотрудничества. Процедура и методы исследования. Рассмотрены и проанализированы нормы действующего в Российской Федерации и странах ЕАЭС таможенного и налогового законодательства, служащего основанием для организации и регулирования внешнеэкономической деятельности. Рассмотрены аспект применения перспективных направлений развития научно-технического прогресса и востребованность его результатов в общей теории управления службой (ФТС России) и для совершенствования взаимодействия с участниками ВЭД.
Результаты исследования. Предложены коррективы и дополнения модели управления таможенной службой страны с учетом возрастающих возможностей научно-технического прогресса, развитием и совершенствованием общей теории управления таможенными органами и общей цифровизации бизнес-процессов и процессов государственного управления. Теоретическая и (или) практическая значимость. Проведенное исследование помогает дополнить теоретическую картину взаимоотношений между участниками ВЭД и органами государственной власти, контролирующими внешнеэкономическую деятельность участников ВЭД, обеспечивает устойчивое поступательное развитие теории управления внешнеэкономической деятельностью страны.