Актуальность. В статье рассматриваются проблемы перехода вузов на дистанционный формат обучения. Перевод университетов на дистанционный формат из-за распространения вируса COVID-19 позволил студентам продолжать получать обучение, которое значительно различалось из-за технологий, выбор которых обусловливался актуальными возможностями образовательных учреждений. В статье проведены анализ результата исследования отношения и оценки преподавателей и студентов, организации и проведения обучения вне места нахождения образовательных учреждений с применением дистанционных технологий.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей преподавания и обучения в дистанционном формате в высшем образовании в период распространения новой коронавирусной инфекции.
Задачи исследования сводятся к выявлению факторов, повлиявших на качество реализации образовательных программ в полном объеме в электронной информационно-образовательной среде.
Результаты исследования. Выявлено серьезное влияние дистанционного формата обучения на качество взаимодействия преподавателя и студента (оно существенно снизилось), что, несомненно, является одним из факторов снижения мотивации студентов к обучению. Для многих респондентов обучение и преподавание в дистанционном формате были первым опытом дистанционного формата обучения, поэтому отношение к нему достаточно сложное. Значительный разброс формата проведения занятий, их полноты и содержания в рамках дистанционного обучения, низкая доля подготовленного для его реализации преподавательского состава, невысокий в целом уровень технической, методической и правовой поддержки показывают неготовность значительной части российских вузов к введению дистанционного формата обучения. Переход на онлайн-формат обучения вызвал у большинства опрошенных дискомфорт и негативные эмоциональные переживания.