Анализируется ключевая роль знаний как основной производительной силы современной инновационной экономики. Раскрывается сущностная неоднородность знаний: научно-технического (материального) и живого опытного (нематериального). Показано, что нематериальное знание — это нематериальный труд, который базируется на способности людей общаться и кооперироваться, это работа над самим собой, самосоздание, которое развивается путем свободного сотрудничества, общей культуры и общего знания. Делается вывод о необходимости создания государством экономической, социальной и правовой среды модернизации, в условиях которой активизируется самоорганизация людей в использовании природного и культурного общего достояния.
- Понятие знаний охватывает широкий спектр самых разнообразных способностей людей, не измеряемых общей мерой: образованность, обучаемость, рассудительность, интуиция, художественные способности, умение приспособиться к неожиданным ситуациям.
- Наблюдаемое сегодня стремительное технологическое развитие ориентировано в основном на удовлетворение вторичных, а не первичных потребностей человека.
- Сегодня цивилизованное общество должно использовать все виды знаний, как материальные, так и нематериальные, которые определяют содержание и характер новой инновационной экономики.