Рассматриваются проблемы развития и поддержки малого и среднего бизнеса в контексте мировых экономических циклов. Утверждается, что такой бизнес является ключевым индикатором совокупной экономической активности в стране, играет ведущую роль в периоды оживления и кризиса в экономике. Обоснована необходимость формирования в экономике оптимальных пропорций между крупным, средним и малым бизнесом.
- Одна из ключевых структурных диспропорций в экономике, ведущих к кри-зису – это искаженные пропорции между крупным, средним и малым бизнесом. Кризис экономики России (ранее – Российской империи и СССР) имеет фундаментальные причины, связанные с дифференцированной, конфликтной моделью экономики, выстраиваемой по схеме «центр – периферия».
- Для выхода из кризиса в России необходим сдвиг в экономической политике с макроуровня на микроуровень, увеличение числа малых и средних немонополи-стических компаний, обеспечивающих мультипликативное наращивание темпов экономического роста.
- В целях развития и поддержки малого и среднего бизнеса следует ограни-чить неадекватное чрезмерно активное и пассивное поведение государства, осуществить концептуальный сдвиг экономики с макроуровня на микроуро-вень.