Актуальность исследования обусловлена проблемой ограниченной детализации подхода ФАС России к анализу состояния конкуренции на товарном рынке, в результате чего возникает риск некорректного определения релевантного рынка и последующих ошибок правоприменения I и II рода. Процедуры проведения анализа товарных рынков, в том числе определения продуктовых и географических границ, установлены Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.
Однако практика антимонопольного регулирования показывает наличие свободной трактовки положений Порядка, зачастую игнорирующей параметры, значимые для корректности результатов анализа условий рыночной конкуренции.
Цель исследования. Формирование перечня параметров спроса и предложения, имеющих критическое значение для корректности оценки состояния конкуренции на товарном рынке.
Задачи исследования заключаются в выявлении проблемных (недоучтенных) факторов спроса и предложения в ходе применения методов экономического анализа при установлении продуктовых и географических границ рынка.
Результаты исследования. Определены параметры спроса и предложения, оказывающие влияние на достоверность результатов анализа продуктовых и географических границ товарного рынка в рамках антимонопольного регулирования.
В перечень критически значимых параметров входят: степень агрегирования спроса, взаимозаменяемость на стороне спроса и предложения, издержки переключения потребителя, динамика производственных мощностей и фактор динамического ценообразования.
Перечисленные параметры должны учитываться в ходе проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке. Разработанный в результате исследования подход к выбору параметров определения релевантного рынка позволит снизить ошибки антимонопольного регулирования.
Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.