Представлен анализ современных проблем развития российской аспирантуры с позиций выявления и сопоставления мнения ее основных участников (руководителей программ аспирантуры, руководителей структурных подразделений; научных руководителей, членов диссертационных советов; аспирантов, молодых преподавателей). Обобщены результаты применения метода фокус-групп в Южном федеральном университете в апреле-мае 2018 г., позволившие выявить тенденции формирования карьерных предпочтений и оценить роль образовательных организаций в обеспечении кадров высшей квалификации для академического рынка труда.
- современная российская система послевузовского профессионального образования и воспроизводства научно-педагогических кадров в высшей школе характеризуется снижением процента защит диссертаций аспирантами, ростом отчислений из аспирантуры до окончания срока обучения и низкой мотивацией на научно-исследовательскую деятельность в вузе и развитие академической карьеры;
- противоречивость мнений представителей администрации вуза, научных руководителей и самих аспирантов относительно целей подготовки по программам высшей квалификации и возможных профессиональных стратегий выпускников аспирантуры отражает современные проблемы в сфере подготовки кадров высшей квалификации и, таким образом, в системе воспроизводства человеческого капитала в высшей школе;
- выявленные внешние и внутренние условия, способствующие или препятствующие развитию карьеры аспирантов в академической среде, а также ключевые компетенции идеального аспиранта и научного руководителя, определяют дальнейшие перспективы развития академической карьеры, смысловой и содержательный аспекты концепции подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, а также риски и возможности привлечения и фиксации в высшей школе молодых исследователей и научно-педагогических работников.