Корпоративная программа антикризисного управления персоналом: «пока гром не грянет»

Предметной областью статьи является стратегия и тактика управления персоналом кризисной организации, приоритетной целью которого выступает сохранение кадровой элиты как наиболее ценной составляющей человеческого капитала любого современного работодателя. Аргументируется необходимость заблаговременной разработки соответствующей целевой корпоративной программы, основанной на методологии проектного подхода к решению стратегически важных задач. Определяется общая структура такой программы, формулируются и обосновываются возможные стратегические подходы к оптимизации численности сотрудников кризисной организации, ротации руководящего персонала, внедрению инновационных технологий мотивации, социальной и психологической поддержки. Уточняется технологическая последовательность процесса разработки и внедрения корпоративной целевой программы, в том числе с применением сетевых моделей.

Введение

В условиях рыночной экономики ни один из хозяйствующих субъектов не может быть га- рантирован от попадания в ситуацию внешнего или внутреннего кризиса. Причинами внеш- него кризиса, не связанного с деятельностью конкретной организации, могут выступать макроэкономический кризис мирового или национального масштаба, общее ухудшение экономической конъюнктуры в соответст- вующей отрасли, изменения в действующем законодательстве, создающие дополнительные проблемы для конкретных категорий субъектов предпринимательства (введение лицензирова- ния соответствующей бизнес-деятельности, усиление налоговой нагрузки, необходимость государственной перерегистрации и т.п.). При- чинами внутреннего кризиса, прямо связанного с деятельностью конкретной организации, могут, в свою очередь, выступать потеря стра- тегически важных рынков сбыта, масштабные финансовые потери, инициативное увольнение ключевых менеджеров или главных специали- стов организации, выход из строя основного производственного оборудования, неформаль- ный конфликт с местными органами власти.

По мнению авторов, не нуждается в специ- альной аргументации тезис о том, что в период кризиса ранее реализуемая стратегия и тактика управления конкретной организацией требует оперативной и радикальной актуализации. Уже многие десятилетия в понятийном аппарате науки менеджмента присутствуют такие тер- мины, как «антикризисное управление», «ан- тикризисный управляющий», «антикризисные меры». Теория и методология антикризисного управления (далее по тексту – АКУ) исследо- валась в трудах таких известных зарубежных ученых, как Р. Акофф1, И. Ансофф2, П. Друкер3 и Ф. Котлер4. Из числа и отечественных авто- ров можно указать на работы В.Н. Алферова5,

И.С. Абросимова6, В.В. Кукушкиной7, Л.В. Шульгиной8. Однако предметной областью проведенных ими исследований выступали преимущественно финансовые, коммерческие и, частично, производственные направления де- ятельности кризисной организации. Проблеме антикризисного управления персоналом (далее по тексту – АКУП) уделялось существенно меньше внимания. В частности, до настоящего времени в нашей стране не издано ни одной специализированной монографии или базового учебника по данной тематике…

ИНДИКАТОРЫ РЫНКА