Сбалансированность бюджета Пенсионного фонда России в контексте пенсионных реформ

В статье исследуется структура бюджетного дефицита Пенсионного фонда России (ПФР).

Цель статьи – оценить структуру дефицита бюджета ПФР с позиции выделения страхового и нестрахового элемента общей несбалансированности. В работе обобщены данные о доходах и расходах бюджета ПФР с 2002 по 2018 год, проведена их классификация по критерию соответствия принципу эквивалентности. Сопоставление страховых и нестраховых доходов и расходов позволило отдельно выделить в структуре общего бюджетного дефицита ПФР страховой и нестраховой дефициты на протяжении периода исследования. В статье определены периоды страховой и нестраховой сбалансированности бюджета ПФР, основные внутренние и внешние факторы, определяющие сложившийся страховой и нестраховой дефицит ПФР в различные периоды реформирования пенсионной системы. Бюджет ПФР характеризуется устойчивым страховым дефицитом, размер которого увеличился с 2009 года в 14 раз. Такая ситуация демонстрирует неспособность действующей тарифной политики ПФР обеспечивать финансирование системы обязательного пенсионного страхования (ОПС) в соответствии со страховыми принципами, определяющими, что уплачиваемые страхователями страховые взносы должны обеспечивать финансирование выплаты страховых и накопительных пенсий. Пенсионные реформы 2009–2010 годов привели к росту в составе доходов бюджета ПФР финансовых ресурсов бюджетно-перераспределительного характера. В результате финансового обеспечения данных политических решений бюджету ПФР ежегодно перечисляется балансирующий трансферт, величина которого достигла к 2018 году 2% ВВП. Введенный в 2014 году «мораторий» на формирование пенсионных накоплений не избавил бюджет ПФР от страхового дефицита. В работе установлено, что дефицит бюджета ПФР 2016–2018 годов обусловлен действующей системой доверительного управления пенсионными накоплениями.

ИНДИКАТОРЫ РЫНКА

Курсы валют: курс Доллара и Евро
Курс валют: курс Доллара и Евро