Актуальность. В современных условиях, когда инновации выступают необходимым условием выживания в конкурентной глобальной экономике и определяют направление и темпы регионального развития, ведущим фактором экономического развития становятся знания. Поэтому интеллектуализация региональной экономики и концепция обучающего региона приобретают особое значение.
Исследование посвящено определению роли интеллектуального капитала в развитии концепции обучающегося региона как основы стратегического регионального развития.
Гипотеза исследования. Ключевыми задачами создания и развития обучающегося региона являются формирование и наращивание интеллектуального капитала территории. И, наоборот, высокий интеллектуальный капитал региона привлекает кадры на свою территорию и создает предпосылки для развития территории как обучающегося региона.
Методы исследования. Диалектический метод, анализ, синтез, индукция, дедукция, графический метод.
Цели исследования. Обосновать роль интеллектуального капитала в развитии концепции обучающегося региона и предложить выборочный методический инструментарий для их общей оценки.
Задачи исследования сводятся к систематизации концептуальных подходов к понятию «обучающийся регион», обоснованию роли интеллектуального капитала в формировании концепции обучающегося региона в современной России.
Результаты исследования. Выделены три основных концептуальных подхода к обучающимся регионам: географический, эволюционно-институциональный, коалиционный. Сделан вывод, что в современных концепциях обучающихся регионов отсутствует методический и практический инструментарий оценки уровня «обучаемости» регионов и отнесения их к категории обучающихся, а также предложены основные индикаторы, которые можно использовать при сравнительном анализе различных регионов на предмет отнесения их к обучающимся регионам.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00877.